Парковая скульптура времен СССР в Твери

Серебряные дети (этот фоторепортаж посвящается парковым скульптурам времён СССР в Твери)

 

Парковые скульптуры времён СССР, они также быстро «уходят» из Твери, как и время, безжалостно ломая, всё то, что было во времена нашего детства. Пришедшие к нам из прошлого, цельные или покалеченные, грязносерые или покрашенные характерно-серебряной кладбищенской краской, они еще встречаются во дворах среди наших домов. Это – скульптуры, оставшиеся нам в наследство от советской эпохи, когда подобные изваяния мальчиков, девочек, спортсменов и тружениц украшали парки, аллеи, обычные дворы, пожалуй, всех городов страны. Никакой эстетики в них нет: объекты массового производства, они, хотя и относятся к жанру советской соцреалистической скульптуры, строго говоря, не являются художественными произведениями. В процессе тиражирования они потеряли тот эстетический флер, который был у некоторых оригиналов. Тем не менее, отрицать культурную ценность этих объектов не следует: пусть это не шедевры на все времена, они представляют собой памятники эпохи, своеобразные исторические документы, выполненные в гипсе..


Сегодня советская парковая скульптура никому не нужна и в буквальном смысле заброшена. Современная индустрия для нужд частных владений предлагает современные формы исполнения всего, что пожелает заказчик: от Геракла до пионера. Непосредственно в самой Твери последняя за много­много лет попытка установить хотя бы скульптуру динозавра (на городском пляже) увенчалась несовпадением желаемого и предлагаемого.

Есть у нас в городе целая мини­улочка скульптур – на бульваре Радищева. Как говорят многие, все они ни о чем – разрозненный набор разномастных памятников. Гости Твери резво пробегают мимо них, даже не заостряя внимания, торопясь сфотографироваться на лавочке рядом с бронзовым Михаилом Кругом, считая его «главной скульптурной» достопримечательностью Твери.

С советскими безрукими пионерами, безглазыми первоклассницами и ободранными оленями тоже, конечно же, никто не фотографируется. Напротив, их стараются обойти стороной, не заметить, позабыть. Они никому не интересны (разве что журналистам и фотографам) и не нужны. Но они есть. Пока есть. И будет очень печально, что пройдет, какое-то время, и мы сможет увидеть их лишь на фотографиях из прошлого.

Эти скульптуры, с одной стороны, должны были приблизить искусство к народу, сделать его доступным в прямом смысле слова. Гипсовые фигуры стояли не на постаментах в человеческий рост (как памятники, скажем, Ленину). Чугунный/бронзовый/каменный Ленин или какой другой небожитель по праву возвышался над гипсовыми простыми смертными, стоящими прямо в парках и на придомовых территориях. Была между этими скульптурами и настоящими, живыми советскими людьми и психологическая близость: пионер с горном, играющие в мяч дети, заводской рабочий, пресловутая девушка с веслом и т.д. – все эти образы были нарочито простыми понятными. С другой стороны, гипсовые граждане советского союза ненавязчиво диктовали гражданам из плоти и крови стереотипы внешнего вида и поведения. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на принципиальную одноликость, а точнее, безликость этих скульптур. Речь идет не только о похожести, например, пионера с горном и девочки с булавами, обручем или мячом, рабочего и доярки (чтобы не сказать колхозницы и не вызвать ненужные ассоциации с действительно оригинальным, хотя также соцреалистическим монументом).

Эти гипсовые люди даже делятся с нами своими типичными эмоциями: им может быть радостно, они могут быть на чем-то сосредоточены и т.д. Но дело в том, что весь этот небогатый, впрочем, спектр эмоций выражают лица, лишенные индивидуальных портретных черт. Что это добавляет к нашему пониманию советского прошлого? Упрощенное понимание человека? Отрицание и отторжение личности в пользу стереотипного набора эмоций? Возможно, но вряд ли: сами эти гипотезы были бы свидетельством упрощенного понимания, а точнее, непонимания минувшей эпохи. Да, гипсовые скульптуры представляли упрощенное искусство, но это было искусство на расстоянии протянутой руки.

Сохранившиеся во дворах гипсовые фигуры сейчас выглядят жутковато. Даже у тех, что остались в целости, из-за воздействия окружающей среды сровнялись очертания, окончательно стерлись лица. Гипсовые обмылки покрыты желто-бурыми пятнами лишая, они ссутулились, на многих скульптурах кое-где, словно символизируя поворот эволюции вспять, выросла зеленая моховая шерстка.

Этот шедевр установлен напротив входа в спортивный комплекс «Пролетарка» в Твери. О чем говорят эти две девочки ?.., по всей видимости, одна из них утешает свою подругу?.. все будет хорошо, не грусти..

Во время ремонта «Детского мира» открылась вот такая замечательная композиция из «того времени» Но это было лишь на время.. и теперь она вновь закрыта рекламой товаров и услуг..

перед окнами Роддома № 4 в Твери

Зачастую советские скульптуры представляли собой банальный ширпотреб. Они были одинаковыми по всем городам. Но были (и остались до сих пор) поистине уникальные работы, выполненные в единственном экземпляре. Например, барельеф на проспекте Калинина в Твери рядом со зданием бывшего камвольного комбината. На изображении – три девушки­работницы. Прообразом крайней фигуры справа была Зинаида Буйвис. Рассказывает ее дочь Алла Карпова:– Мама моя после школы пошла работать на камвольный комбинат. Жизнь была тяжелая, и ей, восемнадцатилетней девчонке, приходилось работать в три смены, чтобы как­то прокормиться и хоть что­то купить из одежды. Когда создавался барельеф, руководство комбината устроило своеобразный кастинг среди молодых работниц предприятия. Надо отдать должное художнику, мама очень похоже получилась.

«Отличница, кормящая цыплят». Это официальное название памятника во дворе дома № 5/34 по улице Карпинского. Здесь когда­то жил сам Лазарь Каганович. Да, именно в Калинине (Твери). Он был сослан сюда за участие в антипартийной группе, стремившейся сместить с высокого поста Никиту Хрущёва. Опальный сталинский нарком жил в трехэтажном обкомовском доме и каждый день любовался этой милой бронзовой девушкой.

Когда то тут, то там встречаются эти памятники советской жизни, спорта и труда, невольно возникает благое желание взять да и собрать хотя бы то, что осталось, в одном месте. Сделать парк, аллею, сквер – все что угодно, где люди могли бы гулять, смотреть, вспоминать.

Однажды такая попытка была предпринята отставным подполковником Руденко, который собрал, сколько мог, скульптур по городу и установил их в одном из двориков на бульваре Шмидта. Безрукий мальчик с серебряным шаром, такая же безрукая девочка­пионерка, мальчишка льет куда­то воду из ведра. Эту страшноватенькую сюрреалистичную картинку дополнял безрогий олень. Подполковник не только собирал скульптуры, но и реставрировал их, как мог, где­то подкрашивал, что­то подклеивал. Потом начал вывозить их в парк «Текстильщик». Но после смерти энтузиаста скульптуры начали банально исчезать. Местные жители помнят, как по ночам подъезжали машины и вывозили в неизвестном направлении то, что поприличнее.

Памятники советской парковой скульптуры пережили свою эпоху, но в Твери доживают последние годы, и лишь силами энтузиастов, кое что сохраняется и оберегается от времени и вандалов.

Скульптуры СССР, парковые скульптуры, Тверь, памятники

и лиш музеи кои что хранят до наших дней..

Железнодорожный вокзал Твери, мозайка, сохранят ли её при сносе этого здания?

Так сложилось, что хрупкие гипсовые фигуры, пережившие эпоху, их породившую, оказались более прочными, чем государство, пропагандировавшее ту культуру, частью которой они были. Но пройдет еще пара десятилетий, и «серебряных уродцев» будет уже не найти: часть уберут при облагораживании придомовых территорий, большинство же просто разрушится от времени и погодных условий...