Разработка блока уроков изобразительного искусства по воспитанию любви к родной земле в системе дополнительного образования

Процесс патриотического воспитания учащихся , а другими словами, -
любви к родной земле,- средствами художественно-изобразительной
деятельности предполагает, что организация воспитательной работы должна
обеспечить высокий уровень сознания, активности учащихся в различных
видах учебно-воспитательной деятельности, что становится возможным
благодаря созданию необходимых педагогических условий.
Основой воспитания подростков должны стать педагогические условия:
гуманизация обучения, основана на постулате: каждая личность
неповторима, каждый ребенок- маленький гений.
интеграция различных видов искусства: музыки, литературы, истории,
краеведения, элементов театрализации, живописи, графики и т.д.
привлечение игровых технологий, интереса, как методов реализации
педагогической свободы обучения.
Для наиболее эффективной воспитательной работы учитель на уроке
использует следующие принципы обучения:
 научности (изучение новых жанров и видов изобразительного
искусства, знакомство с новыми произведениями искусства и
художниками);
 связи обучения с практикой (все новые знания и умения используем
при рисовании);
 систематичности (все планируется, выделяется главноевторостепенное);
 доступности (от простого к сложному, от близкого к далёкому)
 наглядности;
 сознательности и активности учащихся.
Деятельность учителя осуществляется по основным дидактическим
принципам педагогики: учитывать возрастные, индивидуальные
особенности ребенка.
В качестве средств изобразительного искусства можно использовать виды,
жанры искусства, творческие приемы отражения действительности, которые
включают такие формы как гармония, пропорции, ритм, метафора,
композиция, коллаж и др., которые развивают учеников и решают нужные
воспитательные задачи.
В данном блоке уроков изобразительного искусства предусмотрены
различные виды деятельности: игра, беседа, слушание музыки, работа над
устным рассказом, роспись глиняных игрушек, изготовление батика,
посещение выставок, музеев, проведение уроков на пленэре, чтобы детям все
уроки были интересны. Важно на уроках организовывать коллективную
деятельность: выпуск стенных газет к праздникам и интересным событиям,
создание панно после изучения новой темы и т.д. Совместная деятельность
детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь
друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и
радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее, оценивая
действия и поступки друг друга. При подготовке праздников, конкурсов,
других мероприятий застенчивые робкие дети преображаются в
раскрепощенных, инициативных. Педагогу необходимо создать
благоприятный психологический климат в классе, способствующий
раскрепощению ребят.
Если будут определены ближние и дальние цели, на занятиях будет
создана ситуация творческого поиска и мотивов, деятельность детей будет
продуктивной. Эффективнее будут развиваться такие стороны духовного
мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие,
мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения.
Уроки изобразительного искусства как никакие другие помогают учителю
воспитывать детей в любви к людям, окружающему миру, в любви и
преданности к своему Отечеству, то есть позволяют учителю воспитывать
патриотов своей страны.
Уроки искусства будут наиболее эффективны, если учитель хорошо
подготовится к уроку, продумает каждую составляющую урок часть,
подберёт научные материалы, наглядные пособия - репродукции, музыку,
стихи, и, подготовленный, проведёт урок на одном дыхании. И дети будут
удивлены и счастливы от соприкосновения с прекрасным, и всегда будут
приходить на занятия, с интересом ожидая новую встречу с искусством. О
таком идеале мечтает учитель и ученик. Давайте будем так работать, чтобы
все мечтания воплотились в жизнь. Я постаралась разработать систему
уроков, чтобы дети как можно больше узнали об искусстве Тверской
области, о художниках из разных городов Тверской области, о народных
промыслах уже утраченных – и погрустили, или ещё существующих,- и
порадовались. Я бы хотела, чтобы ученики погрузились в прошлые времена и
научились уважать старых мастеров и их произведения. Пусть познакомятся
и с современным искусством - например, искусством росписи по ткани, и
удивятся, сколько ещё нового и интересного впереди.
Блок уроков изобразительного искусства для 5 кл

Темы уроков. Количество
часов.
1. Беседа о любви к Родине, к своей Тверской земле, о мастерах нашего
края.
Вводный урок, который знакомит учащихся с Тверской
областью, с её географическим положением, с большими и
маленькими городами. Вспоминаем людей, которые прославились в
истории, которые защищали наши города во время войн, благодаря
кому мы живём.

2. Тверские художники. Н.Дочкин. В. Шумилов. Е. Зверьков.
Пейзажи этих художников прославляют красоту нашего тихого
края в разных состояниях, в разные времена года. Попробуем и мы
нарисовать неброскую нашу природу, близкую сердцу и душе

3. Знакомимся с Тверским художественным училищем. Художникипреподаватели и их творчество. М. Маршумов, В.Воеводина.
Урок содержит элементы профориентации

4. Урок, посвящённый Тверской матрёшке и игрушке.
Знакомимся с мастерами фабрики игрушек. Рисуем матрёшку,
такую же скромную, как и наша природа. Придумываем эскиз
деревянной игрушки, применяя воображение и реализуя свои
желания.

5. Г. Торжок. Золотное шитьё. Удивительны по красоте изделия
Торжокских мастериц- сумочки, косметички, очечники, пояса,
перчатки. Попробуем шить кистью и золотой краской.

6. Торжокская глиняная свистулька. Изучаем узоры и технологию 3ч
изготовления. Слепим из глины, высушим, обожжем, и распишем!
Чтобы всё тепло нашей души согрело глиняную птичку. Сделаем
так, чтоб засвистела!
7. Бежецкие старинные вышивки. Вот это мастерицы! Древние
символы солнца, коня, птицы, женщины рассказывают о любви к
миру. Рисуем в графической технике тушью и пером.

8. Г.Лихославль. Глиняная посуда. Удобно, красиво и дёшево.
Открылся цех по производству плошек, горшков, ваз, кувшинов на
основе старого промысла, существовавшего до войны. И узоры
старинные, традиционные - точка-семечко, линия-земля, волна-вода.

9. Калязинские кружева. Учитель принёс домашние полотенца с
краями-кружевами, а, оказывается, у всех в семье есть такие
кружева. Рассмотрим и будем беречь музейную уже красоту. И
кистью можно тонко сплести растительный узор, вставить орнамент
с животными и птицами.

10. Конаковский фаянс. Расцвели пышными цветами чайники и чашки.
Рисуем праздничный натюрморт.

11. Экскурсия в музей. Здесь можно увидеть старинную посуду,
предметы быта, узнать названия древних вещей. Хранитель музея
приготовил сюрпризы ученикам. Выполняем коллективную работу
"Дом- полная чаша" в технике пластилиновой живописи.

12. Г. Андреаполь. Керамика. Придумывая невиданные формы,
развиваем фантазию. И посуду, и глиняные игрушки составляем в
натюрморт.

13. Г. Максатиха. Художник В. Крючков. Посещение выставки.
Повторяем жанры искусства: портрет, пейзаж, религиозный жанр.
Задумаемся над смыслом картин, композиций. Создаём свою
картину мира.

14. Кесовогорские мастера. А вы не знали? Много творческих людей в
нашем районе. По соседству живёт бабушка, которая плетёт
кружево. А через дом –бывшая учительница вяжет платья и кофты
изумительной работы. А на другой улице дедушка умеет делать
корзины из бересты и прутьев.

15. Беседа «Знаменитые художники на Удомельской земле». Рассказ о
поездке в Удомлю. Известные на весь мир художники работали
совсем недалеко от нас. Что их удивило в Тверских землях? Рисуем
композицию с людьми. Повторяем бытовой жанр.

16. Г.Вышний Волочёк. Стекло Красного Мая. Сульфидное и цветное
стекло. Гордимся Кремлёвскими звёздами. Рисуем натюрморт из
стеклянной посуды.

17. Урок на пленэре. Наброски деревьев. Деревья, как живые. 2ч
18. Г.Весьегонск. Художник Николай Угрюмов. Удивительные
одухотворённые пейзажи. Попробуем и мы нарисовать пейзаж на
состояние, проникнемся и почувствуем душой деревья, поля и
травы.

19. . «Осенний пейзаж». Эскиз по - сырому. Продумаем, как
расположить все предметы по правилам композиции. Повторяем
ритм, уравновешенность, главное - второстепенное. Не унывать,
если всё растекается.

20. Роспись ткани в технике свободный батик. Первая работа в технике
батика -учимся быстро исправлять ошибки. Пейзаж в дымке.
Добавляем изображения животных, птиц.

21. Художник по ткани А.Бабаев. Обсуждаем репродукции росписи по
ткани. Пробуем придумать абстракцию, пятна, линии, продумываем
колорит.

22. Урок. Как стилизовать деревья. Учимся и мечтаем о следующей
работе.

23. Эскиз осеннего пейзажа для росписи ткани. Роспись ткани в технике
холодный батик. 2 урока – и мы мастера росписи по ткани.

Итого: 52ч
Данный блок уроков должен способствовать выработке мышления
преемственности, уважения своего национального наследия и осознанию его
роли и места в мировом духовном развитии, а также уважению и открытости
к другим традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему
наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других,
быть чутким к трагедиям отечества и народа.
Разработанные мною уроки реализуются в системе дополнительного
образования детей в Детской школе искусств.
Дополнительное образование детей - это образование за
рамками основного образования, которое позволяет учащемуся приобрести
постоянную потребность в получении знаний и в приносящем
удовлетворение творчестве, даёт как можно полнее реализовать себя,
социально, профессионально, личностно самоопределиться.
В системе дополнительного образования создаются условия для
свободного выбора ребёнком видов деятельности, для выявления его
интересов, потребностей и способностей. Ученик может выбрать программу
нужного профиля, время для её освоения, преподавателя. В программе есть
возможность изменения темы, существуют большие, чем в
общеобразовательной школе, возможности для специальных видов
творчества.
Лучшим в педагогике дополнительного образования детей, отличной от
общеобразовательного обучения, является личностно- ориентированный
подход, что мотивирует ребёнка к творчеству, создаёт ситуацию успеха и
признаёт право на ошибку, право на изменение своей возможности в
самоопределении.
Преподавание в системе дополнительного образования проходит с опорой
на единство обучения, воспитания и развития, позволяет осуществлять
воспитание без назидания, через творческую деятельность ребят,
включенных в разнообразные занятия по интересам. И самое главное, можно
осуществлять педагогику сотрудничества творческого учителя и ученика,
другие современные технологии.
Государство принимает меры, направленные на повышение уровня
дополнительного образования, создаёт условия для достижения
современного качества образования - разрабатывает программы, проводит
конкурсы программ. Нацеливает на интеграцию основного и
дополнительного образования, что позволяет сблизить процессы воспитания,
обучения и развития. Создаются максимальные условия для освоения
обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к
истории и культуре своего и других народов.